Людмила
ИВАНОВА, "ШК"
"У
народа, у языкотворца, Умер звонкий забулдыга подмастерье"
В.
Маяковский
22
года назад в олимпийской Москве умер 42-летний Владимир Высоцкий. Смерть этого
человека произвела на людей шоковое впечатление. Огромные толпы, пришедшие
проститься с поэтом и актёром, по свидетельству очевидцев, хранили гробовое
молчание.
"Видно,
что-то не так, если страшно молчит, растерявшись, толпа у Таганки..." -
писал потом Андрей Макаревич.
Смерть
любого талантливого человека обидна, но эта стала национальной трагедией... И
до сих пор ею является.
На
многочисленных фотографиях и кадрах кинохроники он обычно серьёзен, в последние
годы - даже трагичен. Я часто думаю - почему? Ведь в жизни был, по своему, да и
современников признанию, "врун, болтун и хохотун". Видно, слишком
тяжела была ноша, которую взвалил на плечи. И взвалил-то просто - стал петь под
гитару, как поют и пели тысячи людей. Так же просто, как в одной из его песен
"кто-то там впереди навалился на дот"...
Он
смог невозможное. Быть рупором времени, голосом всего народа, пережить
обыкновенным человеческим сердцем тяжелейшую народную судьбу - и войну, и
лагеря, и непро-воротную толщу лжи, забивавшей дыхание, отравлявшей всё живое.
Победить эту тухлую ложь, пошлость, измену, клевету, трусость.
Только
непомерную усталость от нечеловеческой борьбы победить не сумел. Ушёл в 42
года. И уже сколько лет обида на судьбу жива: такому человеку отмерила так
мало. Недолго на русской земле живут гениальные люди.
...
Он родился за три года до Великой Отечественной. Война прогремела над его
детством, и эти грозные раскаты он, похоже, слышал всю жизнь. Известна его
детская фотография во весь невеликий рост - ладно сшитый военный кителёк,
галифе, сапожки. Личико не по-детски серьёзно... Он болел войной, мучился ею.
Она саднила у него внутри, надсадно билась, как бьётся надорванное сердце -
катастрофой и немерянной кровью сорок первого года, штрафными батальонами,
кознями особистов, молчаливой скорбью братских могил - всей мучительной
правдой, не имевшей ничего общего с плоскими, надсадно бодрыми официальными
картинками.
Знаменитые
строки Твардовского - "Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не
пришли с войны..." - он распространил на себя, родившегося в 1938-м , на
всех, кто пришел в мир через 10, 20, 40 лет после 1945 года.
"Я
кругом и навечно виноват перед теми,
С
кем сегодня встречаться я почёл бы за честь.
И
хотя мы живыми до конца долетели,
Жмёт
нас память и мучает совесть,
У
кого она есть это сказано не столько от имени военного лётчика - героя песни,
сколько от своего).
Вот
он, чисто русский, страшноватый вопрос, вне логики и рассудка: "Чувствуешь
ли ты вину перед теми, кто погиб в Великую Отечественную, за много лет до
твоего рождения? Нет?! Значит, не наш..."
Мне
кажется, Высоцкий любого своего современника мерил военной меркой: а где бы ты
был, что бы ты делал в июле 41-го? в апреле 45-го? Ему принадлежит одна из величайших
метафор русской поэзии - Земной шар, развёрнутый в правильную сторону
истоптанными солдатскими сапогами, "чтоб солнце взошло на востоке"...
Он
знал, о чём в госпитале думает солдат с отрезанной ногой и как с неба падают
звёзды прямо на погоны; понимал язык боевого самолёта и сгоревшей дотла земли.
Он, выросший после войны, видел, как "идут по Украине солдаты группы
"Центр" и как болтаются на штыках лохмотья свастик.
...
Его бессонная память о Великой Отечественной превратилась в память о нём самом.
"Но разве от этого легче?"
Любой
великий человек многолик и противоречив, что не исключает внутренней цельности.
Такова жизнь... Высоцкий - актёр и по профессии, и по призванию. Он творил
легенду из собственной жизни - вольно или невольно. Множество бесшабашных,
босяцких, попросту "блатных" песен создали образ этакого
рубахи-парня, выпивохи, знакомого с "зоной" не понаслышке. Образ,
симпатчиный многим, но не всем. Почему его так интересовала "блатная"
романтика? Думаю, что интересовали его буквально все люди, которых он не
разделял на "чистых" и "нечистых" (тем более в стране, где
зэком мог в любой момент стать любой - и кристально честный академик, и
знаменитый агроном, и артист). Да и "блатными" эти его песни называть
не хочется - слишком искрометно остроумны и жизнерадостны, в отличие от
настоящего уголовного фольклора, который больше получаса выдержать невозможно.
Однако
созданный ненароком образ держался долго, да и властям было выгодно выставлять
поэта и певца, становившегося всё более опасным, полууголовной шушерой.
На
каждом концерте он объяснял, что не сидел, не привлекался, является
профессиональным актёром, играет в театре Гамлета. Так случилось, что немногие
его крупные кинороли как бы являются своеобразным ответом на расхожие
представления о нём самом. На мой взгляд, наиболее соответствует его настоящему
облику - облику российского интеллигента -
роль арапа Ибрагима. Добрый, пылкий, наивный, начитанный и ... железно упрямый.
Если не согласен с самодержцем - тем хуже самодержцу. Знакомые черты российских
умников от Державина до Сахарова...
Другая
его великая роль - Дон Гуан в замечательном фильме Швейцера "Маленькие
трагедии". И новая человеческая ипостась, и новое, неожиданное обращение к
Пушкину. Уникальнейший расклад! Буян, бабник, стихотворец - испанский дворянин,
созданный великой фантазией другого драчуна и повесы -Пушкина, сыгранный ещё
через полтора века третьим, таким же бродягой, бабником, драчуном и... поэтом.
Здесь и объединяющая всех троих безоглядность в страсти, неистовое жизнелюбие.
И гибельность: "вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю" -
"и бездны мрачной на краю"... С какой свободой и точностью, с какой
одержимостью и филосовской глубиной сыграл он эту роль! Общеизвестно, что в
Гуане Пушкин изобразил себя, этому есть многие доказательства в тексте.
А
кого сыграл Высоцкий? Себя? Пушкина? Севильский озорник послужил магическим
зеркалом, в котором увидели себя два русских поэта, только Высоцкий - на 150
лет позже. "Во многом знании - много печали..."
Знаменитая
роль Жеглова - как бы наперекор тем, кто упрямо зачислял его в блатные певцы.
Как смотрится сейчас этот фильм! Как мы ждём, измученные уголовщиной, когда с
экрана отчеканит капитан Жеглов: "Вор должен сидеть в тюрьме!" В этой
роли Высоцкий - гражданин, здесь его понятие о долге, чести, благородстве.
А
сотни его песен... В каждой - судьба, в каждой - картинка живой жизни.
Да,
он бесстрашно впускал в себя, в своё сердце жизнь - такую, какая она есть -
шумливую, бесконечно разнообразную, со всем книжным богатством, с тяжёлой,
кровавой российской историей. Как некий живой генератор, он перерабатывал
энергию жизни в световой поток немыслимой силы, озаривший для нас наш
неприкаянный 20-й век...
"Немногого
прошу взамен бессмертия;
Широкий
тракт, да друга, да коня...
Прошу,
покорно голову склоня!
В
тот день, когда отпустите меня,
Не
плачьте вслед... во имя милосердия."
с.
Каменный Ключ Прокопьевского района
|